Комиссия за эквайринг. Чем грозит ее ограничение обычным гражданам и банковской системе в целом?

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вас приветствует интернет-журнал о финансах Finova.ru.  В этой статье расскажем как комиссия за эквайринг, а именно ее ограничение отразится на гражданах и не только.

В ближайшее время банкам придется брать оплату со своих клиентов за выпуск новых пластиковых карт и их обслуживание. А также за использование call-центра и мобильного интернет-банка.

Это произойдет в том случае, если ЦБ не отменит эквайринговые комиссии для интернет-ритейлеров и медучреждений в 1%.

Однако ЦБ обнадежил, что ограничения комиссии за эквайринг имеет временный характер.

Чего ждать?

Банки обратились к правительству с просьбой не применять административное регулирование к эквайрингам в качестве антикризисной меры.

В марте ЦБ впервые использовал свое право на ограничение эквайринговой комиссии на время эпидемии. Она была установлена на уровне 1% для покупателей в интернете с 15 апреля по 30 сентября 2020 года. Для учреждений здравоохранения ограничения будут действовать с 1 июня по 30 сентября.

В АБР оценили потери за весь период действия эквайринговой комиссии. Они составят порядка 10-15 млрд руб. Другим сферам придется финансировать это направление бизнеса.

Специалисты говорят, что снижение комиссии по эквайрингу спровоцирует снижение использования безналичной оплаты. Так как банкам придется взимать деньги за выпуск и обслуживание карт, использование мобильного интернет-банка. А также доступ к call-центрам.

Кроме того возможно сокращение или отмена бонусных программ. Сегодня расходы покрывают комиссии по межбанковским операциям. Насколько подорожает обслуживание — пока неизвестно.

Подчеркивается, что банкам может стать невыгодно обслуживание предприятий, оборот которых составляет менее 12 млн руб в год по безналичным платежам. Поэтому, вполне возможно, расходы будут переложены на бизнес. В таком случае прием карт станет дороже не менее чем на 3-5% в год.

Бизнес-модель на рынке безналичной оплаты в РФ отличается от европейской. В нашей стране большая часть услуг бесплатна для клиентов. Эти расходы покрывают доходы от эквайринга. Именно поэтому сейчас на одного жителя страны приходится в среднем две карты. А безналичный оборот за последние 6 лет вырос на 40%.

Специалисты говорят, что в нашей стране европейская схема не будет работать. Если российскому студенту или пенсионеру сделать платным обслуживание карты стоимостью около 6 000 руб в год, они вообще предпочтут обойтись без нее.

По словам Алексея Войлукова, пока действует ограничение, банки могут сделать платными часть услуг. Например интернет-банкинг, так как он нуждается в постоянной поддержке и обновлении. Но банки, скорее всего, предпочтут установить комиссии за выпуск и обслуживание карт.

В ЦБ заявили, что ограничения временны. А мера направлена на поддержание малого и среднего бизнеса в период эпидемии.

Кто будет за все платить

Часть расходов может быть возложена на клиентов. Кроме того, банки, вероятнее всего, на этот период снизят объем вложений в развитие технологий обслуживания. Первые лица банков допускают, что возрастет количество проектов, в которых приобретение и обслуживание платежного терминала перейдет на торговые организации.

Юрий Коптяев заявил, что во время избыточного регулирования всегда наблюдается дисбаланс. А тот, в свою очередь отрицательно сказывается на качестве услуг. Он отмечает, что многие кредитные организации уже были вынуждены сократить выплаты по бонусным программам. При этом издержки легли на плечи банков и их клиентов.

В Альфа-банке считают, что банкам придется подстраивать бонусные программы и кэшбэк в соответствии с меняющимися рыночными условиями. Однако, вряд ли это означает существенное изменение тарифов за обслуживание карт по той причине что это один из главных инструментов доступа к счету. То же самое касается интернет-банкинга и службы поддержки клиентов. Так как они названы основными способами коммуникации с клиентами и их работу невозможно ограничить.

В МКБ согласны, что некоторые участники банковского сектора могут пойти на увеличение существующих и введение дополнительных комиссий. Однако, учитывая уровень конкуренции, крупнейшие кредитные организации, скорее всего, оставят услуги бесплатными.

Кэшбэк под угрозой

Глава АКИТ заявил,  что онлайн-продукты всегда были дороже оффлайн эквайринга. Однако благодаря ЦБ они стали более доступными. Ограничение максимальной комиссии за онлайн-оплату масштабно повлияло на развитие онлайн-платежей.

Во время пандемии интернет-магазины стали развивать систему таких платежей, которые позволяют запоминать платежные данные клиента и не вводить их снова при каждой покупке. Некоторым онлайн-продавцам удалось повысить долю безналичной оплаты до 100% в этот период.

Комиссия за эквайринг занимает третье место расходов крупных ритейлеров. После выплаты заработной платы и расходов на логистику. В 2019 году В.В. Путин уже обращал внимание на проблему ставок за эквайринг.

Президент НФА заявил, что для возмещения недополученной прибыли от эквайринга, кредитные организации будут вынуждены использовать деньги, которые предназначались для поддержания заемщиков и развития сферы кредитования. По его оценкам стоимость терминалов для приема безналичной оплаты обойдется торговым точкам около 20 000 руб. Логично, что в дальнейшем расходы будут переложены на покупателя.

По словам Дмитрия Спиридонова, в случае расширения подобных инициатив, банки начнут ухудшать условия бонусных программ вплоть до полного отказа от них.

Читайте также

Новости денег в России в 2020 году: что нового появилось в сфере денежного обращения

Поддержка бизнеса в кризис: что делать самим, чтобы сохранить бизнес в кризис и что для этого делает государство

Бизнес идеи в кризис: какой бизнес открыть в 2020 году

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Finova.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: