Акции брендовых компаний: стоит ли их покупать и платить за бренд?

Один из основных принципов выгодного вложения в ценные бумаги – это выбор актива, который будет генерировать прибыль в течение длительного периода времени.

При таком варианте инвестирования (стоимостном) инвестору необходимо оценить следующие характеристики компании:

  • способность компании получать прибыль, а не генерировать убытки
  • бизнес-модель и, в частности, продукты или услуги должны быть востребованы
  • ликвидность акций. Важно, чтобы любой инвестор мог купить или продать любое количество акции в любое время, не теряя значительную часть капитала.

Кроме того, инвестор должен уметь понять, как компанию воспринимают на рынке, как ее воспринимают и оценивают потребители. О важности этого фактора (бренд, имидж, репутация) говорит следующий факт: капитализация компании на 50-70% зависит от того, как бизнес воспринимается инвесторами, потребителями и другими людьми, от которых зависит успех компании. Например, все понимают, что лучше купить акции «BMW», чем «АвтоВАЗа», как минимум, потому что немецкий бренд имеет гораздо более высокую стоимость.

В этой статье будут описаны основные моменты инвестиций, связанные с брендом компании.  Оценка инвестиционных перспектив и то, как это может быть реализовано в обычной инвестиционной практике.

Бренд компании — это не просто образ

Сначала давайте поймем, откуда появилась необходимость оценки бизнеса по бренду. Ведь это фактор, который трудно математически вычислить. Первые свидетельства того, что бренд влияет на стоимость акций на фондовом рынке появились в Америке в начале 20-х годов (незадолго до Великой депрессии).

Это время промышленного бума в Америке и других развитых странах. Столь же впечатляющими были темпы роста инвестиций в производственные активы. За 10 лет (с 1919 по 1929 год) прирост капиталовложений в основные области материального производства увеличился почти на 45%.

Конечно же, главным бенефициаром инвестиционного бума была отрасль машиностроения и, в частности, автомобильный рынок. 5,5 миллионов легковых автомобилей было продано за один 1929 год. Ведущими компаниями автомобильном рынке США (и всей Европы) стали «Ford Motors» и «General Motors». Цена на акции этих компаний выросла в несколько раз. Например, те, кто купили акции компании «Ford Motors» за $25 тысяч в 1921 году, уже в через 8 лет стали миллионерами.

Но что вызвало такой сильный рост акций этих компаний?

Основная причина этого заключалась в том, что автомобили, произведенные этими двумя автомобильными гигантами, не только были по карману представителям среднего класса США. Они еще имели репутацию простого в использовании и надежного личного транспорта. То есть в современном смысле бренд компании стал настолько узнаваемым, что особого стимула для инвесторов покупать его акции не требовалось.

Кстати, узнаваемость марки автомобиля «Ford» была настолько сильной, что даже члены Коммунистической партии ЦК СССР, и даже рядовые партийные чиновники страны, отдавали предпочтение этим американским машинам.

Из чего складывается бренд

Итак, как инвестору понять, какой бренд лучше и в какой инвестировать, чтобы вложения приносили доход десятилетиями, а не на год?

Акции брендовых компаний стоит ли их покупать и платить за бренд
100 крупнейших мировых брендов 2021

Во-первых, нужно разобраться из каких компонентов состоит понятие «бренд компании». Бренд складывается из нескольких взаимосвязанных частей:

  • Информированность о бренде — основа более сильных ассоциаций. Сознание потребителя работает так, что чем больше потребитель знает о бренде и чаще его видит, тем быстрее он превращается в бренд, который заслуживает выбора.
  • Воспринимаемое качество бренда. Это основная ассоциация, связанная с брендом. Например, Яндекс – это крупная русскоязычная поисковая система, удобная служба электронной почты + целая экосистема сервисов.
  • Лояльность клиентов к бренду. Чем она выше, тем выше показатели продаж и рентабельности.
  • Ассоциации с брендом. Это могут быть названия, символы, атрибуты. Это образы, которые организация хочет утвердить в восприятии клиентов. Самый эффективный способ создания ассоциации – создать идентичность бренда.

На первый взгляд, все эти факторы могут показаться абстрактными для принятия правильного инвестиционного решения. Но это не так. Все эти параметры имеют довольно практическое применение.

Как оценить бренд

Чтобы реалистично оценить прибыль, которую приносит бренд, необходимо измерить его стоимость. Она складывается из всех усилий компании по созданию бренда. Если бренд стоит дорого, то компания продается намного дороже, чем стоимость всех ее активов.

К примеру, есть такие компании, у которых из активов только «столы, стулья и компьютеры». В этом случае, стоимость этих компаний измеряется ценой интеллектуального продукта, который пользуется спросом на рынке. Чтобы узнать стоимость бренда, нужно из рыночной капитализации компании вычесть все ее нематериальные активы и стоимость нематериальных активов, не связанных с брендом.

Акции брендовых компаний: стоит ли их покупать и платить за бренд?

Нематериальные активы, не связанные с брендом – это показатель, который наиболее трудно измерить.

Акции брендовых компаний: стоит ли их покупать и платить за бренд?

Но в мировой инвестиционной практике применяются относительные показатели оценки бренда компании (антиквариат, искусство, драгоценные камни и т.д. оцениваются аналогичным методом). Например, фондовый индекс BrandZ, который рассчитывается, как и индекс S&P 500 — в соответствии с уровнем капитализации 500 ведущих компаний, акции которых торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

Акции брендовых компаний стоит ли их покупать и платить за бренд

По графику видно что:

  1. Компаний из индекса BrandZ демонстрируют лучшую динамику, чем рынок в целом. Сильнее всего разница наблюдается на пиках рынка (до 20%).
  2. Даже в кризисное время акции компаний с сильными брнедами торгуются выше рынка.

Что касается отечественного фондового рынка, то на нем тоже можно выделить несколько брендов. Например, Газпром, Аэрофлот, Сбер, Лукойл, Яндекс.

Но при инвестициях в российские компании сложно оценить стоимость бренда, так как в России, несмотря на то, что действует почти рыночная экономика, политика многих компаний определяется административными ресурсами государства.

Резюме

Если вкладывать деньги в акции компании, продукцией или услугами которой пользуются миллионы людей, то шансы получить стабильную прибыль выше, чем инвестировать в активы мало известных компаний.

Читайте также:

Инсайдерские сделки на бирже: как могут быть полезны простому инвестору + примеры

Акции технологических компаний или дивидендных аристократов — что выгоднее

Инвестиции в роскошь: лучше вкладывать в предметы роскоши или компании, их производящие

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Finova.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: